Жестокие воины Сули

Община из одиннадцати деревушек, расположенных в горном районе Теспротия, в южной части Эпира северо-западной Греции, с 1550 по 1803 годы, образовывала Сулиотскую конфедерацию. Ее жители, сулиоты, смелые воины, в начале 19 века противостояли гнету Али Паши и проявляли неизменную стойкость в освободительной борьбе с Османской империей.

souli.jpg

По мнению Христофора Перреву, Сули и его поселения были заселены между 16-м и 17-м веком, жителями близлежащих христианских деревень Теспротии, скрывающимися от гнета Османской империи. Беженцы построили четыре большие деревни, первоначально Сули и Аварико, а затем Киафа и Самонива, которые назывались Тетрахори (четыре деревни).                                                                                    Неприступные горы Сули.

Первые жители этих деревень были этническими албанскими-христианами. Но из-за их конфликта с албанцами-исламистами (туркоалбанцы), их исторический путь стал в скорости  тесно связан с историей греков.

Двуязычные греки, владеющими греческим и албанскими разговорными языками - сулиоты использовали только греческую письменность.

В первые десятилетия 18 века количество жителей Сули начало увеличиваться, постоянные стычки христиан с исламистами в соседних деревнях увеличили поток беженцев –христиан, нашедших пристанище в Четырех деревнях. К 1720 году численность Сулиотской конфедерации достигла 2500 человек, около 500 из которых несли обязанности  по обеспечению безопасности Сули. К середине 18 века оборонное положение Сули постепенно сменилось на агрессивно –наступательное. Поскольку бедная, скалистая почва деревень Сули не могла прокормить свое население, сулиоты  быстро отказались от своей мирной животноводческой деятельности и начали предпринимать участие в грабительских рейдах против соседних деревень, мусульманских, албанских и греческих, не делая различия между ними.

Жители этих деревень были вынуждены принять подчиненное положение жестким воинам Сули и регулярно выплачивать им дань, в виде налога в денежной или натуральной форме. Но и жители Сули были обязаны выплачивать хотя бы один, пусть небольшой, налог турецкому правительству, по крайней мере в мирное время.

Сулиоты имели собственную форму социальной организации, которая была основана на семейственности, известную как фара (клан), численно достигавшая 47, что составляло 150 семей.

Каждый клан имел своего вождя, власть к которому переходила по наследству по мужской линии. Наиболее известны кланы Димодраку, Зерва, Ботсари, Тзавелла, Дагли, Карабини. Вожди кланов образовывали общинное правительство, называемое Критерий Отечества, основной обязанностью которого было вершить суд и разрешать разногласия, основываясь на обычаях.

Высшей властью обладало Общее собрание, в котором принимали участие вожди кланов и все сулиоты, проявившие себя подвигом. Тут решались вопросы войны, мира, союзничества, а так же все вопросы внешних связей общества, центром которого была Сули, в которой и проходили собрание этих двух органов власти.

В течение многих лет, турки пытались завоевать земли Конфедерации Сули, не для того, чтобы взимать налоги с их бесплодной земли, а чтобы нейтрализовать мятежных сулиотов. Первые конфликты между Сули и Османской империей (в том числе с мусульманскими албанцами), согласно местной истории, начались с 1635 года.

Противостояние Али Паше

Первый и безуспешный поход в Сули Али Паши из Янина произошел в 1789 году. Так же безуспешной была вторая крупная кампания со стороны Али Паши в 1792 году. Десятитысячное войско, подготовленное Али Пашой, было отправлено для борьбы якобы с Пашей Дельвину и Пашой Аргирокастро. Али Паша даже попросил помощи сулиотов, и ему были предоставлены 70 воинов, во главе с Ламбро Тзавела и сыном его, Фото. Когда воины-сулиоты обманом завлеченные в лагерь Али Паши, прибыли, их тут же арестовали. Сулиоты узнали об этом от некого Насо, сумевшего сбежать. Тогда жители Сули, Самонивы, Аварико спешно эвакуировались в  укрепленную Киафу.

Али Паша, видя сопротивление со стороны сулиотов, выслал плененного ранее Ламбро Тзавела гонцом, велев тому убедить сулиотов сдаться, обещав в случае отказа изжарить заживо его сына Фото. Но вернувшись к своим, Ламбро Тзавела призывал к бою без страха, со всей возможной яростью против Али Паши. А так же написал Али Паше ставшее историческим документом письмо, в котором говорилось, если сын мой Фотос не готов жертвовать собою ради Родины, то недостоин он звания моего сына. Разъяренный Али Паша выслал войско из 8000 албанцев-наемников против сулиотов. Битва шла два дня, и в  самый напряженный момент схватки, когда албанские войска уже начали одерживать победу, Мосхо Тзавела, мать Фото, встала во главе  400 женщин-сулиоток, которые, оставив детей, вступилив бой с албанцами, которые в конце концов с позором бежали с поля боя. Подвиг героической Мосхо навсегда остался в истории как пример невероятного героизма греческих женщин.

Из 8000 войска, в Янина вернулась 1000 человек. 74 сулиота погибли и 97 были ранены в бою, среди которых две женщины и Ламбро Тзавелас. Али Паша не выполнил своей угрозы сжечь Фото заживо и обменял его на важных пленных из числа турков.

Уход из Сули. Жертвенный танец Залонго.

Третья попытка Али Паши подчинить Сули привела к блокаде деревень албанским войском. Несмотря на постоянные вылазки за провизией, сулиоты начали испытывать нехватку продовольствия и вскоре многие начали умирать от голода. После длительных боев, в 1803 году сулиоты пошли на сделку с Али Пашой, он разрешил им покинуть деревни, унеся с собой все, что пожелают и, разделившись на три группы, жители Сули, оставили свой дом.                                                                                           Памятник сбросившимся со скалы Сулиоткам в Залонго.

193.jpgСтарец Самуил с 5 воинами остался в деревне Куги, чтобы передать деревни Али Паше и получить плату за сохраненные боеприпасы. И когда туркоалбанцы зашли в деревню, старец поджег боеприпасы и забрал с собой на тот свет войско противника.  Али Паша, разъяренный нарушением договора, послал войска за ушедшими жителями деревни.

Первая группа беженцев, возглавляемая Китсо Тзавела, Драко и Зерва, благополучно добралась в Паргу, занятую в то время русскими.

Вторая группа, включающая 800 мужчин, выдвинулась в стороны Луро и достигнув Заллого, деревни с 10 домами, расположенную на  одноименной горе,  для большей безопасности поднялись в монастырь, стоящий на самой вершине горы. Имя этой горы Эпира стало нарицательным, символом свободы, место, где произошло величайшее самопожертвование в драматической истории Сули. 16 декабря многочисленное албанское войско Али Паши, прибыло к монастырю, в котором находились сулиоты с женами и детьми. Спустя двое суток обороны 147 мужчин прорвали блокаду и вырвались к Парге. Оставшиеся в монастыре были пленены, но 57 женщин Сули взяли на руки своих детей и поднялись к отвесной скале, к вершине горы Стефани. Не найдя другого пути избежать мусульманского плена, женщины бросили своих детей в бурную реку Ахерондас, а затем, танцуя, как предписывает обычай, спрыгнули в пропасть одна за другой, предпочтя смерть неволе. На месте этой трагедии, у обрыва Залонго в настоящее время стоит большой каменный памятник танцующим сулиоткам.

souliwti3545.jpg

Третья группа направилась в сторону горы Тсумерка. Оттуда Сулиоты направились в сторону монастыря Селтсу, на границе областей Кардици и Арты, где в 1804 году произошло столкновение с войском Али Паши. В январе, сулиоты, закрепившиеся в монастыре сумели отбить атаку Али Паши, но в апреле, после длительной осады, сопротивление сулиотов пало. Около 50 человек сумели прорвать осаду и скрыться, многие были убиты или пленены. На площади перед монастырем, женщины с детьми, в попытке избежать бесчестья, повторили трагический жертвенный танец, названный в истории "второй танец Залонго" и сбросились со скалы высотой 400 метров в реку Ахелоо, где утонули. С тех пор это место называется Площадь танца.

Почти все сулиоты, ушедшие в составе двух последних групп, погибли, лишь немногие уцелевшие добрались до Агриньо, Навпакто, Месологги и Семи островов, в состав которых входит и остров Корфу.

Многие из выживших сулиотов поступили на русскую службу на острове Керкира,где составили значительную часть греческого легиона. Это был иррегулярный полк, организованный русскими из сулиотов и греков из других регионов.  По условиям Тильзитского мира 1807 года русские войска ушли с Ионических островов и передали остров под контроль Франции. Сулиоты и другие греческие военные перешли во французское соединение, известное как полк сулиотов. После перехода острова Керкира к англичанам в 1814 году, только немногие из сулиотов поступили на службу к англичанам.  

71.jpg

Позже, после начала освободительной греческой революции в 1821 году, многие сулиоты стали известными фигурами греческого сопротивления. Маркос Боцарис, Кицос Тзавелас (герой битвы при Клисова, выживший участник осады Мессолонги, член греческого парламента) и многие другие боролись с османским игом. Один сулиот имел силу двадцати бойцов.