Преподобный Патапий Египетский. Монастырь Лутраки.

    1c94b740-28e2-420a-8ff2-7b5b90d57904 Неподалеку от Истмийского перешейка,  в Коринфской области, у подножия Геранских гор, находится небольшой курортный городок Лутраки, знаменитый своими лечебными минеральными источниками. В Лутраки съезжаются летом тысячи туристов, чтобы искупаться на прекрасном песчаном пляже и пройти курс лечения минеральными водами.     Однако наибольшую славу стяжал этот городок по причине того, что неподалеку от него находится монастырь, в котором почивают мощи преподобного Патапия. Паломники с разных концов света призжают сюда для того, чтобы подняться в пещерку Преподобного и поклониться его нетленным мощам. С балкона монастыря открывается потрясающей красоты вид на залив. 

    Монастырь располагается на высоте 700 метров на уровне моря, сейчас туда можно добраться даже на экскурсионном автобусе. В 50-е же годы XX столетия на месте нынешнего

монастыря был только крошечный пещерный храм, добраться в который возможно было только по узенькой тропинке, проложенной паломникам.

     История обретения мощей преподобного Патапия восходит к  1904 году. Небольшая пещерка с  алтарем, вероятно, еще и с XIV века была прибежищем подвизавшихся в Геранских горах аскетов. На мраморном иконостасе можно увидеть изображение преподобного Потапия, преподобного Никона Нового и преподобной Ипомонии.

    В начале XX века один священник, который совершал восхождения на гору к пещерному храму, с тем, чтобы отслужитье там Литургию, решил расширить пещеру. Он пригласил в помощники мастера по мрамору, который начал долбить стену в западной части пещерного храма. Инструмент застрял в стене,  и перед глазами его открылся крипт, в котором были положены мощи преподобного Патапия. Под головой Святого находилось деревянное основание из кедра, а под ногами – плита из мрамора. Сверху мощи были укрыты глиняной черепицей. В гробнице находились также деревянный крест, византийские монеты и пергамент с именем Святого.

     Весть об обретении мощей Святого быстро облетела жителей Лутрак, которые стали подниматься на гору, чтобы поклониться мощам Святого. Позже была построена рака Святого, и обустроен пещерный храм.

         Основание женского монастыря связано с архимандритом Нектарием Мармариносом, который, еще будучи мирянином, молил об этом преподобного Патапия. Вторая мировая война помешала быстрому воплощению его планов. В 1948 году ему удалось построить три келии рядом с пещерным храмом, и некоторые девушки из его духовных чад изъявили желание послужить Богу в монашеском чине. С благословения митрополита Прокопия, в 1952 году в монастыре поселились первые насельницы. Жизнь сестер в первые годы была особенно тяжелой: не было ни дороги, ведущей к обители, ни воды. Воду приходилось возить на ослике с источника, расположенного в нескольких км от монастыря. Материалы для строительства новых помещений также приходилось приносить вручную или доставлять с помощью животных. Также были большие трудности с продовольствием – не было денег на покупку, а также очень трудно было доставлять продукты по горной тропе.  Но сестры всегда чувствовали покровительство и помощь Святого Патапия, который творил явные чудеса, посылая иногда сверх ожиданий все необходимое для обители.

     Сегодня в монастыре преподобного Патапия около 40 насельниц, которые всегда радушно принимают паломников, приезжающих к Преподобному со всех концов света.

Житие и чудеса преподобного Патапия.

     О жизни святого известно немного. Главные источники – это три текста, написанные святителем Андреем Критским, Житие, составленное Симеоном Метафрастом в XX веке, и труды Иоанна Мавропода (XI век).

     Преподобный Потапий родился в Египте,  в конце IV в городе Фивы. Родители его были богатые христиане копты, которые взрастили сына в благочестии, дали ему хорошее образование. Но душа его с юности стремилась к монашескому житию, поэтому он покинул родительский кров, богатство и все мирские удобства и удалился в пустыню. Время, в которое жил преподобный Патапий Египетский, ознаменовалось для Египта небывалым расцветом христианства. Именно в Египте появляются тогда первые общежительские монастыри, основателем которых был преподобный Пахомий. Однако преподобный Патапий избирает отшельническое житие в пустыне.

     В суровой пустыне Преподобный провел многие годы в молитвенном подвиге. Пламенная любовь к Богу и непрестанный подвиг возводят отшельника на вершину добродетелей. И тогда ко Святому начинают во множестве стекаться люди за советом и молитвенной помощью, так что пустыня становится похожей на город. В 428 году Преподобный, оставив братию, отправился в Константинополь - возможно, потому что в пустыне он уже был лишен столь необходимого ему покоя и уединения.Путь святого Потапия в Константинополь был долгим и трудным. Нужно было пересечь Синайскую пустыню, пройти через Палестину и Газу, затем Финикию и современный Ливан. По пути святой Патапий по промыслу Божию встретил исихаство Вара и Равула. Достигнув Константинуполя, святые мужи решили поселиться в тихом уединенном месте за  вратами Константинополя, с западной стороны, во Влахерне. Время их жизни в Константинополе приходится на правление императоров Зинона и Анастасия Дикора, то есть между 475 и 518 годами.  Постепенно через непрестанную духовную брань, сопряженную с богоугодной молитвой и размышлением, святой Патапий достиг совершенства, подобного ангельскому. Уподобляясь небесному воинству, он ни днем, ни ночью не переставал славить Господа, Который по достоинству наделил Своего раба даром чудотворения. Именем Христовым преподобный вернул зрение слепому от рождения, с верой припавшему к его стопам; исцелил человека, все тело которого раздулось от водянки, осенив его крестным знамением и помазав елеем из церковной лампады; изгнал бесов из одержимого юноши, как некогда делал Сам Господь. Пожалуй, самым впечатляющим чудотворением преподобного Патапия было исцеление женщины, которая страдала от опухоли в груди. По мере того как Патапий все более преуспевал в соблюдении заповедей Христовых и возрастал духовно, он получал от Господа дар творения тех самых чудес, о которых говорит нам святое Евангелие. По этой причине верующие во множестве стекались к жилищу отшельника, даже вопреки его желанию.

     Среди его посетителей были такие, кто изъявил желание подвизаться рядом с ним в монашеском житии. Так постепенно вокруг святого Патапия сложился монастырь, и братия построила храм в честь честного Пророка Иоанна Предтечи. Монастырь тот вошел в историю как «монастырь Египтян» - нужно полагать, что рядом с преподобным Патапием поселились и другие его соотечественники. 

Кончина Преподобного 

   Земная жизнь преподобного Патапия приближалась к концу. У одра святого собрались ученики, скорбя о том, что его уже не будет с ними в этой жизни и некому будет укреплять и поддерживать их. «Отче, для чего ты оставляешь чад своих сиротами? Почему должен ты отойти в свое Небесное Отечество? Кто теперь излечит нашу боль и исцелит раны душ наших?» Преподобный же, умирая, не имел ни страха, ни даже привязанности к земной жизни. «Чада мои, - сказал он, - не печальтесь, не проливайте слез, расставаясь со мной, ведь этим вы вредите и себе, и мне. Лучше молитесь о моей душе, совершайте службы, поминая меня. Это принесет вам пользу». Так он прервал их стенания и направил их ум к помышлению о вечности. Потом он начал молиться за них и, молясь, предал дух свой Богу. Ученики похоронили его в константинопольском храме снятого Иоанна Предтечи на Камне. 

Судьба мощей преподобного Патапия. 

     Некоторое время мощи преподобного Патапия хранились в монастыре Египтян, который со временем стал женским. Скорее всего, после запустения монастыря Египтян мощи были перенесены в соседнюю братскую обитель. После падения Константинополя мощи святого Патапия были перенесены в Коринфский край, в Геранские горы, где,согласно одному из преданий, мог подвизаться в течение нескольких лет преподобный Патапий во время своего путешествия в Константинополь. Перенесение мощей традицияя связывает со знаменитым  родом Нотарасов, и которого вышли святые Православной Церкви – преподобный Герасим Кефаллинийский и святитель Макарий Коринфский. Святые мощи, очевидно, были переданы аскетам, подвизавшимся в Геранских горах. Место то было пустынное и безопасное для сохранения святыни от нависшей тогда над Пелопоннесом турецкой угрозы. Со временем ушли из жизни немногие люди, знавшие о пещере, в которой, как великое сокровище, были сокрыты святые мощи преподобного Патапия, и они на века, до времени своего нового обретения в XX веке, оставались святыней под спудом.

 Святая Ипомония.

     Святая Ипомония, чьи мощи также покоятся в этом монастыре и храме преподобного Патапия, была дочерью сербского князя Кон­стантина Драгаша. Получив в крещении имя Елена, она в 1392 году вышла замуж за Императора Эммануила II Палеолога, отца последнего византийского императора Константина XI. Елена родила Эммануилу шестерых сыновей. Старший сын, Иоанн VIII, взошел на престол в 1425 году после смерти отца. Иоанн умер, не имея наследника мужского пола, и в 1449 году его преемником стал брат Константин XI, а до тех пор, пока он прибыл из Мореи, чтобы предъявить свои права на престол, Елена выполняла функции регента. В ее житии говорится, что после смерти мужа она приняла монашеский постриг с именем Ипомония и ушла в монастырь Кира Марфа, который в 1453 году (через три года после ее кончины) был разрушен после захвата турками Константинополя. 

     Ее сын Константин погиб, сражаясь на крепостном валу во время осады. Известно, что Императрица Елена оказывала помощь монастырю Иоанна Предтечи на Камне, в котором хранились мощи преподобного Патапия, предоставляя монастырю средства на благотворительную деятельность, в частности на богадельню. Она умерла в 1450 году и, вероятно, была похоронена в монастыре святого Иоанна вместе со своим мужем, императором Эммануилом, который постригся в великую схиму с именем Матфей, чем мож­но объяснить тот факт, что после падения Константинополя ее мощи были перенесены в Лутраки вместе с мощами преподоб­ного Патапия. 

Мощи святой Ипомонии находятся в большом новом храме, что стоит во дворе ниже пещеры. День ее памяти празднуется 3 апреля.