Немногие знают, что житие святого Паисия (Святогорца) тесно связано с островом Корфу (Керкира).

     Во-первых,  корабль с греческими переселенцами из Малой Азии, на борту которого была и семья святого Паисия, в то время младенца, бросил якорь на Корфу, и некоторое время все пассажиры корабля жили в старой крепости.

     Во-вторых, в 1958 г. Святой Паисий посетил Корфу, где обрел мощи преподобного Арсения Каппадокийского.        

     В-третьихна Корфу

проживал старец – монах Арсений, который прошел войну бок о бок со святым Паисием. В семье монаха Арсения с благоговением хранятся личные вещи святого Паисия, в том числе шапочка святого и его посох.

    b1581ed1-a1b6-4983-9b5e-045e39cebb5f.jpg В-четвертых, на Корфу подвизается схиархимандрит Поликарп (Зервос), наместник монастыря Кассопитра, который проживал на святом Афоне с 1986 по 1991 г. в келии, которая находилась рядом с Панагудой – келией святого Паисия, и ежедневно общался со святым Паисием.     В монастыре Кассопитра хранятся множество святынь, связанных со святым Паисием.

 на фотографии - схиархимандрит Поликарп с   платком  святого  Паисия   и   его четками  (на 300 узелков) 

   В-пятых, на Корфу находится действующий монастырь Преображения Господа (Пантократор) в Агро. Настоятельницей монастыря является схиигуменья Ефимия (Кокова), которая по благословению старца основала данный монастырь. А благословение святого Паисия монахине Ефимии было следующим: «Пожить в монастыре Сурроти 9 месяцев, чтобы набраться опыта, а потом основать женскую обитель на Корфу, став ее настоятельницей». Так сказал святой Паисий, так и случилось. В монастыре в данное время проживает более 28 сестер. В монастыре хранится письмо, написанное святым Паисием матушке Ефимии.

СПИСОК СВЯТЫНЬ ОТ СВЯТОГО ПАИСИЯ, ХРАНЯЩИХСЯ В МОНАСТЫРЕ КАССОПИТРА. 

  1. Нательный крест, который святой Паисий собственноручно вырезал из дерева и носил более 20 лет – был лично передан старцем монаху Поликарпу.
  2. Часть нательной рубашки старца, переданный схиигумену Поликарпу монахом Исаей и схимонахом Арсением, в настоящее время проживающими в келии святого Паисия – Панагуде.
  3. Белый платок, омытый потом святого Паисия, которым он вытирал свой лик за 4 дня до своей блаженной кончины.
  4. Волоски с головы святого.
  5. Маленький деревянный крест, один из тех, которые он изготовлял и раздавал паломникам для благословения.
  6. Нитки от кофты святого
  7. Четки на 300 узелков, по которым он непрестанно молился.
  8. Четки на 33 узелка, стертые от молитв. 

Все святыни (с 3 по 8 пункт) были переданы лично святым Паисием господину Омиросу Фотиадису, который работал в те годы представителем в администрации Афонской горы и был тесно духовно связан со старцем Паисием, о чем говорит и тот факт, что его первый сын был крещен Вселенским Патриархом Варфоломеем с именем Паисий. Через 20 лет после блаженной кончины святого Паисия г-н Омирос после некоторых усилий нашел схиархимандрита Поликарпа, с которым был знаком на Афоне, для того, чтобы подарить монастырю Кассопитра все эти сокровища.

dd070e4a-a061-47ba-be59-241bccf3278d.jpg

     В сокровищнице монастыря Кассопитра также хранятся:  Часть неугасимой лампады старца Паисия, икона (Вознесение),  которая была у его изголовья в келии Панагуда.

На фотографии слева - икона святого Паисия, находившаяся в изголовье у него в келии Панагуда.

Господину Омиросу старец Паисий передал и много святынь, принадлежавших  его духовному отцу старцу Тихону, которые г-ном Омиросом также были подарены монастырю Кассопитра. Это: икона Архистратига Михаила старца Тихона, два крестика, изготовленные им лично из бересты, часть его иеромонашеского пояса, часть его петрахиля.

 

    

   

ЖИТИЕ СВЯТОГО ПАИСИЯ.

     Родина Старца Паисия – селение Фарасы в Каппадокии Малой Азии (территория в наше время принадлежит Турции).  До Обмена  населением (между Турцией и Грецией) это было зажиточное греческое село – оплот православной веры, греческого языка и культуры в каппадокийской земле, к которому относились еще 6 сел. Окормлял же эти деревни священник из Фарас – преподобный Арсений Кападдокийский.

     Несмотря на свою оторванность от единоверцев в глубинах Малой Азии, фарасиотам удавалось неискажённо хранить Православие, эллинское самосознание и греческий язык.

       Предки святого Паисия отличались особым благочестием, его бабушке даже принадлежал храм в честь Архангела Михаила. Отца и мать старца звали Продромос и Евлогия, у них родилось 10 детей, двое из которых умерли во младенчестве. Святой Паисий родился июля 1924 года. Крестил его преподобный Арсений Каппадокийский, который, вопреки воле родителей, нарек его Арсением и предрек ему монашеский путь. В том же году, когда родился Старец, произошёл Обмен Населением и греки Малой Азии были с корнем вырваны из родного отеческого края. Вместе с остальными фарасиотами и преподобным Арсением семья Старца отправилась в горький путь эмиграции.

     Приплыв в Грецию, беженцы недолгое время пробыли в порту Пирея, а затем корабль отправился на остров Керкира, где причалил к старой крепости. На острове Керкира (Корфу)  преподобный Арсений скончался и был погребён, согласно его собственным пророческим словам: «Я проживу в Греции сорок дней и умру на острове».С Керкиры семья святого Паисия перебралась сначала в одно селение недалеко от Игуменицы, а окончательно осела в Конице, городке Эпира, материковой части Греции.

AG_ARSENIOS-PAISIOS_Sourwth.jpg

     Следуя благочестивому примеру своей матери, которая много рассказывала сыну о житии и чудесах преподобного Арсения, маленький Арсений (в будущем монах Паисий) научился молиться, поститься и ходить в храм. Врождённое призвание к монашеству проявилось в Арсении рано. После окончания школы Арсений овладел плотническим мастерством и открыл свою мастерскую.

     С 15 лет Арсений строго молился, подвизался и принял твердое решение готовиться к монашеской жизни. Юношеские годы Арсений провёл без попечений и в аскетических подвигах. Но вот пришли тяжёлые годы греко-итальянской войны, оккупации, а потом и Гражданской войны. В это время он испытал немало трудностей, подвергся многим опасностям – был  брошен в тюрьму коммунистами,  прятался от коммунистов в горах под открытым небом, жил с сестрой в Янина. Во время Коницкой битвы он, как доброволец, помогал ухаживать за ранеными и погребать убитых.  В эти сложные времена Арсений на время отложил мысли о монашестве, так как его мать и семья нуждались в поддержке.

     1945 году Арсений был призван на службу Родине в качестве радиста. Проходя тяжелейшие испытания, голод, холод, лишения – он не оставлял своего духовного аскетичного подвига. После окончания военной службы Арсений приехал на святую гору Афон, где посетил множество монастырей и скитов в поисках духовного наставника, но его духовные поиски оказались безрезультатны, и он временно возвращается в Коницу, чтобы помогать своей нуждающейся семье. Проработав несколько лет плотником, в марте 1953 года Арсений был уже готов к тому, чтобы последовать монашескому призванию. После горячей молитвы он выбрал из трёх возможных вариантов один – вновь отправиться на Святую Афонскую Гору, где он начал свой монашеский аскетический подвиг в монастыре Эсфигмен – самом аскетичном общежитском монастыре Афона. 27 марта 1954 года послушник Арсений принял постриг и был переименован в инока Аверкия. Игумен предлагал ему постриг в великую схиму, но тот отказался. Он считал себя недостойным великой схимы и, кроме того, не хотел связывать себя обетами пребывать в этой обители до последнего издыхания. Он любил жизнь в безмолвии и желал со временем ей последовать. Вскоре инок Аверкий переселяется в монастырь Фелофей, где принял монашеский постриг с именем Паисий 3 марта 1957 года. Несмотря на постоянное желание подвизаться в одиночестве и безмолвии, воли Божией на то не было, и монах Паисий по Божьей Воле оказывается в монастыре Стомион в Коннице. С Божьей помощью монах Паисий восстановил разрушенную обитель Божьей матери, не имея на то ни средств, ни денег, ни возможностей.

     В тот самый год, когда Старец пришёл в Стомион, он решил обрести мощи преподобного Арсения Каппадокийского. С кончины Преподобного прошло уже более тридцати лет, и его останки ещё покоились на кладбище острова Керкира (Корфу). В октябре 1958 года Старец поехал на Керкиру. Там он нашел своего старого друга и сослуживца Пантелиса Дзекоса, которому спас  жизнь на войне. Сначала старый друг не узнал старца, но потом узнал его по ране на руке, возрадовался, накрыл богатый стол и принял его в своем доме, где монах Паисий съел только несколько оливок и горсть вареной травы. Утром, когда они пошли на кладбище, начался проливной дождь. «Не бойся, – сказал Старец, – пока мы будем идти, дождь перестанет». И действительно, дождь делался всё тише и тише, пока не перестал совсем. Во время обретения мощей Старец омывал останки преподобного Арсения вином и водой, обёртывал их белыми тряпочками – кусками чистой простыни и складывал в чёрный кофр, наподобие чемоданчика. Была найдена и пряжка от пояса преподобного Арсения.

     Также Паисий Святогорец благословил на повторное обретение мощей (так как шел дождь и почва была размыта, он полагал, что что-то еще могло остаться) схиархимандрита Поликарпа (Зервос), который 5,5 лет жил на Афоне в том же скиту, что и старец Паисий, в ближней келии. В присутствии Владыки Керкиры Тимофея и схиархимандрита Поликарпа все мелкие частички мощей, гвозди из гроба были обретены и перенесены в монастырь Кассопитра на Корфу.

     После возвращения в Стомион старец Паисий часто удалялся в пещерку, так как монастырь находился в людном месте. Старец очень много сил посвящал заботе о людях, бедных, сиротах, а также вел просветительскую работу и борьбу с многочисленными сектантами и еретиками в окрестностях, и многих спас от ереси, а также с любовью и заботой относился к мусульманам, многие из которых тоже впоследствии приняли Крещение.

     В 1962 году монах Паисий переселяется в Синайский монастырь, и вскоре, взяв благословение жить одному в пустыне, Старец переселился в келью святых Галактиона и Епистимии, где подвизался в строжайшей аскезе, помогая постоянно бедствующим бедуинам. Но состояние здоровья святого Паисия резко ухудшилось, и он был вынужден покинуть как свою пещеру, так и сладкую Синайскую Пустыню, и возвратился на святую гору Афон, поселившись в Иверском скиту , где он выбрал своим старцем русского отца Тихона, с которым он был знаком ранее и в Исфигмене. 11 января 1966 года в Ставроникитской каливе Честного Креста от честных рук батюшки Тихона отец Паисий принял великий и ангельский образ – Великую Схиму.

     В 1966 году болезнь легких старца Паисия, от которой он мучался всю жизнь и вынужден был покинуть Синай, обострилась, и ему была сделана операция с удалением одного легкого и двух ребер. После операции ему необходимо было жить в сухом месте, поэтому по благословению отца Тихона он переходит в район Афона Катунаки. Жизнь на Катунаках была безмолвной, беспопечительной и очень бедной. Старец занимался работой по дереву – вырезал на кипарисовых дощечках Распятия и иконы. После года жизни и подвигов в Катунакской пустыне, 12 августа 1968 года Старец перешёл в свяую Ставроникитскую обитель, которая нуждалась в помощи и восстановлении.

     10 сентября 1968 почил года Старец Тихон. Последние 10 дней его жизни с ним непрестанно находился отец Паисий. После блаженной кончины старца монах Паисий ради безмолвия – переселился в каливу Честного Креста - он считал великим благословением жить и подвизаться на месте, где совершал аскетические подвиги его святой Старец. В келии он принимал огромное количество посетителей, и, хотя его душа стремилась к затвору, он, зная волю Божью, продолжал принимать множество людей и молиться непрестанно за них.

    Когда Старец писал Житие преподобного Арсения, его сердце горело желанием посетить Фарасы Каппадокийские. Бог удостоил его осуществить это желание: 29 октября 1972 года вместе с архимандритом Василием (в то время игуменом монастыря Ставроникита) отец Паисий посетил село, в котором родился. На обратном пути монахи посетили Константинополь и храм св.Софии, где старец в скорби долго молился.

     В 1977 году, по приглашению Православной Церкви в Австралии, Старец Паисий вместе с тогдашним игуменом монастыря Ставроникита отцом Василием посетил Австралию, чтобы духовно помочь живущим там грекам. Старец рассказывал: «В самолёте я вдруг почувствовал в себе изменение и спросил, над какой страной мы летим. Оказалось – над Сирией. Эта страна имеет многую Благодать – из-за тех подвижников, что подвизались в её пустынях. То же самое я почувствовал и над Святой Землёй. Потом я вдруг ощутил холод, некое демоническое “излучение”, и тут стюардесса объявила, что мы пролетаем над Пакистаном. А когда мы прилетели в Австралию, у меня было такое чувство, что эти места ещё не освятились мученической кровью и преподобническим потом, но что это произойдёт».

     Проведя одиннадцать подвижнических лет в каливе Честного Креста, отдавая себя все эти годы людям, Старец впоследствии решил уйти из этой кельи. Для ухода была серьёзная духовная причина. 27 февраля, в день, когда ранее ему было видение святой Евфимии, отец Паисий с помощью старца Иоакима нашёл себе новое место для подвигов: келью «Панагуда» в скиту св. Пантелеймона при монастыре Кутлумуш. Калива была старой и запущенной, в ней многого не хватало, многое было недоделано. Не было дверей, окон и потолков, в полу зияли дыры, а сквозь кров сочилась вода. С огромным трудом Старец взялся за самое необходимое из ремонта. Теперь поток спешивших к Старцу паломников изменил направление и вместо кельи Честного Креста тёк в «Панагуду». Этот поток становился всё более и более полным. Прежде места вокруг «Панагуды» были тихими и безлюдными. Теперь можно было видеть, как люди разного возраста и общественного положения спускаются и поднимаются по тропе, пересекающей большой луг под Кутлумушским монастырём. Старец принимал огромное число людей, жертвуя своим сном, отдыхом, временем для молитвы и безмолвия, часами без воды и еды. Но не мог и не хотел отказать страждущим и страдающим. Несколько раз он пытался уединяться, уходить в лес, но ему являлась Пресвятая Богородица и наказывала служить людям и принимать всех, после чего по Её заповеди принял послушание служить тем, кто испытывал боль.

paisios.jpg

     В 1982 году Старец посетил Святую Землю и «свято поклонился святыне». Это была его первая и единственная паломническая поездка в Иерусалим. Он с восхищением рассказывал о великой Благодати, которая разлита на Святой Земле, особенно на Голгофе и на Всесвятом Гробе Господнем.

     Всю жизнь святой Паисий страдал от болезней. От болезней легких, кишечника, головных болей, межпозвоночной грыжи. В последние годы жизни состояние его здоровья сильно ухудшилось, у него были постоянные кишечные кровотечения, но обследоваться у врачей он отказывался. Он усиленно просил у Бога только одного: помогать страдающим братьям, которые не переставая приходили к нему и просили о помощи.

      22 октября 1993 года, Старец выехал со Святой Афонской Горы – как он обычно это делал последние годы, чтобы быть в женском монастыре Суроти под Салониками, в котором он духовно окормлял монахинь,  в день памяти преподобного Арсения Каппадокийского. Однако, этот выезд Старца с Афона был для него последним. На Святую Гору он уже не вернулся – даже после своей кончины. В Сурроти у него случился заворот кишок, и он вынужден  был уступить просьбам лечь на обследование в больницу. Врачи установили, что у него запущенная форма рака кишечника, болезнь развивалась уже более 6 лет, но метастаз не было. После лечения болезнь начала стремительно развиваться. Несмотря на тяжелые страдания, старец шутил, был благодушен, а также постоянно поддерживал и утешал скорбящих. Эту тяжкую болезнь старец сам испросил у Господа, он хотел принять мученичество за человечество.

     За некоторое время до своей кончины старец отказался принимать лечение. Два раза он готовился к отъезду на Афон, но каждый раз при этом состояние его здоровья ухудшалось. То есть Богу было угодно, чтобы Старец Паисий был погребён в миру, Он знал, что подобно тому как люди нуждались в Старце, когда он был жив, они будут нуждаться в нём и после его кончины. В последние дни болезни страдания и боль были постоянными и жестокими. Перед смертью старец причастился последний раз, стоя на коленях в келии, в церковь он пойти уже не мог.

     Его последняя ночь была мученической. В боли он призывал Пресвятую Богородицу. «Сладкая моя Панагия», – говорил он. Потом потерял сознание и около  двух часов был без чувств. Придя в себя, он угасающим голосом произнёс: «Мученичество, настоящее мученичество». После этого он мирно испустил дух. Был вторник, 12 июля 1994 года -  одиннадцать часов утра. По старому календарю – 29 июня, память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Старец был погребён за алтарём храма преподобного Арсения Каппадокийского в монастыре Сурроти. О его кончине и погребении никто не узнал. Такова была его воля. Он хотел, чтобы его похоронили тихо и незаметно.

     Через три дня, когда о его кончине стало известно, началось невообразимое. Толпы людей со всей Греции приезжали поклониться его могиле. Любовь и благоговение к Старцу были неподдельны. Одни призывали его как Святого, другие от благоговения брали землю с его могилы. Люди, имевшие что-то из личных вещей Старца, считали это великим благословением. На мраморной плите, которую положили на незатейливую могилу Старца, были выбиты стихи, написанные им самим:

07e2d83b-dc71-458e-a7c4-aad6cb904bab.jpg

 

 

 

Здесь жизни прервалось земной

Последнее дыханье.

И Бога молит Ангел мой

Души во оправданье.

А рядом мой Святой одет

 В небесные одежды,

Душе вымаливает Свет

Спасительной надежды,

Где Светлая Мария – Святая Панагия

 

  

  

 

5dc412d8-df3c-4062-949e-6c84b1771f9d.jpg      Старец не переставал помогать людям и после своей кончины. Ему молились, крестили в честь него детей, паломники со всего мира тысячами посещают его могилку в Сурроти, келию Панагуда. Множество людей получает исцеление от тяжких болезней, утешение в скорбях. Любовь к старцу и поклонение ему достигло такого всемирного масштаба, что решением Священного Синода Вселенского Патриархата старец Паисий Святогорец был канонизирован 13 января 2015 года,с установлением памяти в день его преставления — 12 июля н. ст.(29 июня ст. ст.). В этом же году Священный Синод включил преподобного Паисия Святогорца в месяцеслов Русской Православной Церкви - несмотря на то, что с момента его кончины не прошло еще 50 лет, как положено по правилам.